Неудобные вопросы руководству ООО «Евротерминал».
В последние годы активно обсуждалась проблема, связанная с взиманием ООО «Евротерминал» платы с перевозчиков за въезд на территорию Одесского порта. На вопросы «Портов Украины» о монопольном положении, плате за проезд и альтернативном въезде в Одесский порт отвечает генеральный директор Александр Эйсмонт, который возглавляет компанию с 2017 г.
- Сухой порт, собственником которого является «Евротерминал», задумывался, чтобы организовать накопительную площадку для большегрузного автотранспорта, которая позволит вывести его с городских улиц, ускорения перевалки контейнеров и повышения эффективности грузооборота Одесского порта. Одним из первых шагов была организация накопительной площадки для большегрузного транспорта, которая позволила вывести его с городских улиц и организовать таможенное оформление контейнерных грузов. Стоял ли вопрос о том, что услуги накопительной площадки и проезд через «Евротерминал» будут платными?
- Одесский порт, который в начале «нулевых» начал развиваться как контейнерный, построил магистральный путепровод (6,1 км), позволивший вывести автотранспорт с городских улиц. Но для нормального функционирования порта нужна была накопительная площадка для грузового автотранспорта, организация диспетчеризации въезда на территорию Одесского порта. Поскольку этот проект требовал больших инвестиций, Одесский порт в 2004-2005 годах искал инвестора, который бы вложил средства в этот проект. Иными словами, речь шла о государственно-частном партнерстве (ГЧП).
В 2005 году частный инвестор «Евротерминал» взялся за реализацию этого проекта. Наша компания выкупила у города 50 гектар болот (на полях орошения) и, используя специальную технологию, осушила их. Для возможности их освоения и дальнейшей эксплуатации, территорию отсыпали и уплотнили. Причем, в отдельных местах, слой отсыпки достигал 5-6 метров, т.е. фактически, мы отсыпали и уплотнили более 2 млн кубов грунта. Построили более 4 км. внутренних подъездных дорог к эстакаде, накопительную площадку для большегрузного автотранспорта площадью 10 га, проходную в порт, различные офисные помещения для обеспечения круглосуточной диспетчеризации въезда в порт. Кроме того, профинансировали ремонт городских дорог прилегающих к нашей территории.
В общей сложности, в развитие «Евротерминала» как сухого порта было вложено более 40 млн. долл., в т.ч. более 16 млн. долл. – кредит ЕБРР, который до сих пор мы погашаем. При привлечении средств ЕБРР наш проект проходил процедуру аудита и оценки его эффективности, в том числе и в отношении тарифной политики по использованию будущей инфраструктуры. Отмечу, что в то время для ЕБРР, наш проект был одним из приоритетных в Украине, поскольку способствовал развитию Одесского порта и инфраструктуры города. Естественно, что мы, как частная компания, вкладывая свои и привлеченные деньги, устанавливаем плату за использование инфраструктуры, которую создали. И аналогичным образом поступает любая компания, в т. ч. и государственная. И как пример, эстакада Одесского порта, за пользование которой АМПУ взымает плату.
- Что представляет собой сухой порт сейчас?
-На сегодняшний день нами освоено 28 га, которые включают в себя: накопительную транзитную площадку (НТП), внутренние дороги, депо по приему и обработке порожних контейнеров, грузовой комплекс с досмотровой рампой на 20 окон, комплекс по обработке сборных грузов (LCL), тальманские, диспетчерские и офисные помещения для экспедиторов, брокеров и других участников рынка портовой логистики. На нашей территории расположено два отдела таможенного оформления Одесской таможни государственной таможенной службы Украины- отдел №1 таможенного поста «Одесса» и отдел №2 таможенного поста «Одесса-специализованный», МРЭО, лаборатория по сертификации легковых автомобилей на соответствие национальным стандартам, портовые службы, проект «АвтоХаб», а также складские помещения и площадки. Отдельно хочу отметить, что грузовой комплекс, построенный нашей компанией, на сегодняшний день является одним из лучших на Юге Украины, как с точки зрения удобства работы таможенных служб, так и для экспедиторов и клиентов. На территорию комплекса, несколько раз в год, приезжают таможенные делегации разных стран в т.ч. ЕС для обмена опытом и технологиями. Персонал компании насчитывает более 200 человек, а во всех структурах, входящих в группу «Евротерминал», -более 400 чел., получающих стабильную зарплату.
- Вы упомянули сборные грузы. Насколько они востребованы?
- Комплекс по обработке сборных грузов был запущен нами осенью 2018 года. И если вначале обрабатывали 1-2 контейнера в сутки, то сейчас их количество довели до 10 контейнеров в сутки. Мы видим, что этот сервис стал востребован. Он выгоден и для нашей компании, и для региона в целом, поскольку увеличивает поступление таможенных платежей и налогов в бюджет. Поэтому сегодня строим вторую очередь комплекса по обработке LCL грузов, что позволит увеличить его мощности в 2-3 раза. И планируем сдать ее в эксплуатацию до 1 апреля текущего года.
- Несколько слов о проекте «АвтоХАБ».
- Проект «АвтоХаб» начал свою работу летом 2017 года с обработки и оформления нескольких легковых автомашин в день. За прошедшие два с небольшим года после открытия терминала, количество обрабатываемых автомашин выросло до 50 тыс. в год. Если вначале поступления в Одесскую таможню от оформления легковых машин составляли 20-25 млн. грн. в месяц, то сейчас этот показатель достиг цифры 350-450 млн. грн. в месяц. К тому же в проекте «АвтоХаб» задействовано более 250 экспедиторско - брокерских компаний, что обеспечивает работой и доходами большое количество семей. Иными словами, сервис, который организовала наша компания, создав проект «АвтоХаб», оказался востребованным и доходным для государства и в тоже время является масштабным социальным проектом.
- И все же, давайте поговорим о проблеме строительства альтернативной дороги. Кто ратовал за ее строительство, и действительно ли она была бы бесплатной? Что общего между альтернативной дорогой и дорогой «Хаджибей-2»?
- Чтобы не было путаницы, внесу ясность. Дорога «Хаджибей -2» - это муниципальный проект, который, разрабатывался лет 10 назад, но, к сожалению, так и остался проектом. Что же касается альтернативной дороги и накопительной площадки, на строительстве которых настаивало прежнее руководство АМПУ, то давайте будем реалистами. Во-первых, реализация этого проекта потребует от АМПУ или государства инвестиций в размере от 1 до 1,5 млрд. грн. Может ли госпредприятие, у которого масса проблем с модернизацией портовой инфраструктуры, дноуглублением и т.д., взять на себя такие огромные расходы? Во-вторых, отвод и оформление земельного участка, разработка и утверждение проектной документации, прохождение всех необходимых тендерных процедур и непосредственно строительство, займет не менее 5-7 лет. В-третьих, эксплуатация дороги и накопительной площадки потребует оплаты земельного налога, освещения и уборки территории, а также создания отдельной службы, обеспечивающей работу этих объектов, и как следствие, затрат на содержание такой службы. В конечном итоге, чтобы окупить инвестиции и содержание инфраструктуры, АМПУ будет взымать плату с перевозчиков. В таком случае где здесь логика? Зачем вкладывать огромные государственные деньги, когда этот альтернативный проект все равно не будет бесплатным, а государство сможет вернуть вложенные средства не менее чем через 20 лет?!
В то же время, наша компания, в течении последних 3 лет разрабатывала проект строительства дороги от окружной трассы к нашей территории, через поля орошения, минуя городские улицы.
- На каком этапе находится проект строительства вашей дороги?
- Уже завершен отвод земельного участка под дорогу, выполнены все проектные работы. В настоящий момент идет согласование проекта и процедура получения разрешения на строительство. Планируем весной этого года получить все необходимые документы и в мае-июне приступим к началу строительства.
- Тем не менее, стивидоры и экспедиторы недовольны, что приходится платить за въезд в порт, и хотят въезжать на территорию предприятия бесплатно.
- Въезд в порт, в любом случае, является платным. Стивидоры, экспедиторы платят АМПУ за использование эстакады и инфраструктуры порта. Мы, взымаем плату за пользование нашей инфраструктурой, но только с тех, кто ею пользуется. Замечу, что только один въезд в порт находится на нашей территории. Компании, работающие в порту, которые не хотят въезжать через нашу территорию в порт, самостоятельно приобрели и обустроили накопительные площадки за чертой города и дозировано запускают транспорт в порт через другие проходные, самостоятельно обеспечивая диспетчеризацию. Помимо этого, есть терминалы, подписавшие соглашение с «Евротерминалом» и самостоятельно оплачивающие пользование нашей инфраструктурой. Естественно, с перевозчиков, которые направляются на эти терминалы, мы плату не берем.
- АМКУ признал «Евротерминал» монополистом, оштрафовал компанию на более, чем 5 млн. грн.
- Признание «Евротерминала» монополистом не означает, что нас уличили в чем-то противозаконном. Это констатация факта. По законодательству компания, которой принадлежит более 30% какого-либо рынка, является монополистом. Так, «Укрзализныця» - монополист, АМПУ - монополист, и, насколько мы понимаем логику закона, ДП «КТО» и ООО «Бруклин-Киев Порт» в рамках Одесского порта, де-факто тоже монополисты. Антимонопольный комитет посчитал, что мы воспользовались своим монопольным положением, и наложил на нас штраф в размере 5 млн. грн. Поскольку, АМКУ не принял наши возражения, компания заплатила штраф в полном объеме. В свою очередь, мы привели свою деятельность в соответствие с решением АМКУ. В частности, размежевали услуги и их стоимость с возможностью выбора клиентами. И основная услуга – использование инфраструктуры компании, без чего проезд к проходной порта, расположенной на территории «Евротерминала», невозможен.
-Как вы смотрите на предложение снизить плату за проезд через территорию Вашей компании?
- Мы смотрим на этот вопрос более широко. С нашей точки зрения, последние 4-5 лет, компания стала удобным инструментом в руках недобросовестных конкурентов Одесского порта, которые используя общественные организации, создают и поддерживают негативный фон как вокруг нас так и вокруг Одесского порта в целом. В результате все стали заложниками этой ситуации. Разрешить этот надуманный конфликт можно только совместно с АМПУ и стивидорами Одесского порта. И если в результате такого взаимодействия необходимо будет снизить наши тарифы или даже их регулировать, совместно с АМПУ - мы к этому готовы. Подчеркну, мы готовы к любому конструктивному диалогу.
Что же касается нашей компании, то мы продолжим ее развитие. В ближайших планах- строительство подъездных путей, в том числе железнодорожной линии от ст. Одесса-Пересыпь до сухого порта, реализация других инвестиционных проектов. В конечном итоге, развитие нашей компании позволит развиваться и Одесскому порту, отношения с которым строятся на принципах государственно-частного партнерства.
Беседовала Татьяна ОВРУЦКАЯ